Я редко пишу здесь о своей второй бабушке, матери моего отца, Анне Яковлевне Золотовой. Она умерла 3 года назад, а пишу я в основном о живых людях и делах сиюминутных...

Родилась она в 1918 году в деревне Подмощица Сычевского района Смоленской области (деревни уже давно не существует). Закончила 2 курса педогогического училища в Ржеве, последний, третий курс, не стала, т.к. были сложности толи с проживанием, толи с едой. С 17 лет учительствовала в школах где-то в деревнях.

Потом была война. Ее жених Ваня погиб на фронте. Когда она месила тесто, ей в лицо попал осколок разорвавшегося снаряда. Потом, ее, конечно, оперировали, но нос у нее так и остался свернут набок и щека в шрамах - поэтому, она не любила свои фотографии (я с ужасом поняла, что их у нас дома почти нет ). Вдобавок, ее дважды водили на расстрел и ее спасло только появление партизан, однако, зубы прикладом ей повышибали...

Говорят, после войны она писала письма с просьбой о помощи для своих односельчан и на ее письма отвечали чаще и охотнее. Охотно верю в это, т.к. язык у нее был подвешен хорошо. Потом перебралась в Москву.

Потом она познакомилась с моим дедом, старший брат которого был женат на ее лучшей подруге. Они поженились, несмотря на разницу в возрасте, несмотря на то, что он был весьма хорош собой, несмотря ни на что. Жаль, что дед очень рано умер, ему было всего 43 года, рак желудка...Единственным плодом этого брака стал мой отец.

Будучи завучем в интернате, она мало внимания уделяла единственному сыну, но очень им гордилась. Да и он ее очень любил, хотя до сих пор не может забыть ей, что впервые в жизни попал в зоопарк в 6 классе. А куча ее бывших учеников запомнилась даже мне, они ей все время звонили и писали.

Когда я родилась, ей было почти 65 лет, где-то через год после этого она вышла на пенсию и занималась мной и вскоре появившимся моим братцем. К этому времени ее стаж работы составил 50 лет. Где-то в шкафу лежит ее значок отличник народного просвящения и что-то там на тему заслуженного учителя. БольшУю часть того, что я умею (читать, писать, вязать крючком, убираться и прочие домашние дела) я научилась от нее.

А еще она всегда старалась всем помочь, близко к сердцу принимая чужие беды. Наверное, она была одной из самых сильных из известных мне людей. Она и померла-то только потому, что активно верила в то, что помрет на 85-м году жизни, как ей нагадала какая-то гадалка.